Вы просматриваете: Главная > Статьи > 80-летняя жительница Бучи нашла спасение в Каунасе — Строительный портал ПрофиДОМ

80-летняя жительница Бучи нашла спасение в Каунасе — Строительный портал ПрофиДОМ

80-летняя жительница Бучи нашла спасение в Каунасе - Строительный портал ПрофиДОМ

Кадры из опустошенной российскими военными Бучи облетели весь мир. От таких фотографий и историй о пытках, изнасилованиях и убийствах в жилах стыла кровь, и многие заговорили о настоящем геноциде украинского народа. Некоторые истории навсегда останутся нерассказанными, ведь в этом городе были убиты почти 1 тыс. человек.

Жительница Бучи Алла Мадараш, которая сейчас находится в Литве, каждый день приходит в университет Витаутаса Великого в Каунасе, чтобы плести маскировочные сетки для защиты украинских военных. И хотя Алле 81 год и ее самочувствие и здоровье не всегда позволяют без проблем добираться до места встречи, она говорит, что, когда в ее стране война, она не имеет никакого морального права сидеть дома.
«Когда моя земля в беде, я не смею сидеть дома. Нет. Я буду ползти, но буду это делать. Я так не могу. Если бы надо было помогать и Литве, я пошла бы тоже помогать. Я знаю, что такое война. И там ребята стоят, наши ребята. Сколько женщин осталось? Сколько детей сирот? И я сидеть дома? Никогда», — объясняет Алла.
Алла всю жизнь прожила в Николаеве. Лишь два года назад решила переехать в тихий и спокойный тогда город Буча, чтобы быть ближе к своей дочери, которая живет в Киеве. Дочь Аллы — Оксана Мадараш, народная артистка Украины. Она известный дирижер Киевского театра оперетты. По словам Аллы, именно известность ее дочери в какой-то степени помогла им выбраться из Бучи, передает LRT.
«Нам волонтеры помогли, у нас машины своей не было, и мы уже пропустили эвакуацию, но когда мэр узнал, что Оксана сидит в Буче с мамой, дал команду своим людям, чтобы те помогли вывезти нас на станцию», — вспоминает Алла.
Как говорит женщина, они никогда не могли подумать, что такое может произойти с маленьким и никому неизвестным городом. Но уже 25 февраля город был в блокаде — выезды со всех сторон были заблокированы российскими военными, а российские солдаты уже продвигались вглубь города, чтобы закрепить свои позиции и оттуда захватить Киев. Но так как столицу захватить оказалось не так просто, российские военные оккупировали близлежащие города — Бучу, Ирпень, Гостомель и Бородянку. Как вспоминает Алла, такого ужаса, который творился вокруг, нельзя даже представить в самом страшном сне.
«Снаряд прямо в дом того подвала, где мы сидели, попал, и хвост выглядывал. Лес горит вокруг. Комплекс, где мы были, называется «Рич-таун». Они его оставили только потому, что сами жили там. Они выворачивали окна, творили… ужас, что творили, это, конечно, не сказать и не описать. Рубили такие красивые у нас на территории сосны, накрывали свои танки, уродовали все, что только можно уродовать», — делится Алла.
Уже с 26 февраля Алла с дочерью и другими соседями переехала в подвал, ведь обстрелы не утихали, а оставаясь дома, можно было погибнуть либо от ракеты, либо от пули российского солдата. Женщина говорит, что они стреляли в людей ради развлечения. По словам Аллы, она видела, как солдаты на улице, прямо на танке избили и изнасиловали женщину, а затем ее убили.
«Что эти орки делали на улицах? Прям на танке изнасиловали и убили молодую девушку», — вспоминает Алла и добавляет, что она также видела, как военные устраивали «сафари» на детей, заставляя бежать ребенка, в то время как они по нему стреляли и как россияне в упор расстреливали безоружных людей или просто давили их БТРами. По словам Аллы, кадыровцы вытворяли самые ужасные вещи — они издевались над людьми и не оставляли в живых практически никого.
Со слезами на глазах Алла вспоминает: «Вы понимаете, их нельзя пускать на землю. Это звери, нет, это даже не звери. Звери хотя бы иногда спасают других или убивают только слабых. Эти ничего не спасают, они детей резали, насиловали. Самых маленьких. Девятимесячного ребенка на глазах у матери насиловали и заставляли ее на это все смотреть, а потом убили обоих. Это такое зверство. И главное — за что?»
Украинка рассказывает, что россияне не только издевались над людьми, но также грабили и выносили из домов все, что только попадалось под руку. Исключением не стал и их дом. Просторная и большая кухня после прихода российских военных превратилась в помойку. Из дома исчезли все вещи, а окна и двери были выбиты в результате ракетных обстрелов.
«Они вынесли все. Благо, сам дом цел, можно потом вернуться и поставить окна, все отстроить. Но техники нет, посуда разбита, забрали даже ложки. Но если бы хотя бы не уродовали все. А так опорожнялись посредине комнаты, стены изуродованы, вещи все вывернуты с полок, видно что-то искали. Забрали даже одежду. Это они так жили», — делится воспоминаниями женщина.
Российские войска не были готовы к сопротивлению со стороны Украины. Поэтому особой подготовки или экипировки у них не было. Как говорили сами солдаты, они думали, что ехали на учения. Алла вспоминает, что только кадыровцы были одеты и хорошо экипированы, а вот другие солдаты забирали еду у людей, потому что пайка у них не хватало. С солдатами люди старались не общаться, и даже не смотреть в их сторону. Если тебя увидел кто-то из русских военных, то большой шанс, что тебя просто убьют. Как вспоминает женщина, военные часто напивались и ночью ходили по людям, забирали женщин, детей, мужчин. Что они с ними делали, неизвестно, но уведенные не возвращались — были слышны только крики.
Однажды Алла также повстречалась с российским военным: «Там парень стоял у танка, ему было всего 18 лет. Он молоденький такой, стоял, я подошла и говорю, ну, ты же знал, что ты пришел на чужую землю с танком. Я говорю, в гости с танком не ходят — с хлебом ходят. Не ходят с танками. А он говорит: «Да у нас телефоны забрали, мы не знали куда едем…». Этот мальчик стоял и весь дрожал. А потом напоследок он мне говорит: «Нам дали кушать на один день. У вас хлеба нет?»».
Вспоминая эти события, Алла начинает плакать и говорит, что самое страшное — это когда гибнет человек на твоих глазах. Это те моменты, которые уже ни за что не стереть из памяти. «На глазах гибнут люди. Это очень ужасно. И человек сразу стареет лет на десять, видя это. Стареет сразу. Особенно дети. Эти глаза детей, выпучены от ужаса, мертвые тела на дорогах — это невозможно забыть».
Помимо того, постоянно приходилось прятаться от обстрелов и бояться за свою жизнь, заканчивалась еда и питьевая вода. Поэтому пищу готовили из каких-то собственных запасов, а также выпекали хлеб, которым делились не только с соседями, но даже с украинскими военными, тоже находившимися в блокаде. Алла говорит, что только тогда поняла, почему говорят «хлеб всему голова».
«Хлеб пекли и хоть кусочки, хоть буханку хлеба выносили. Вынося последний кусочек хлеба, несли туда, где лежали наши воины, лежали с вот этими джавелинами, они лежали в грязи. Мы выносили, что у нас было, подстилали и подкармливали их. И когда в подвале мы делили буханку хлеба на кусочки, у детей ручки дрожали. Я теперь, когда вижу, что неправильно с хлебом обращаются, меня вот так трясет», — рассказывает Алла.
Об ужасе войны Алле рассказывать особенно тяжело. За свою жизнь она уже видела одну войну, когда была ребенком, но отмечает, что такие зверства не позволяли себе даже нацисты. Как говорит женщина, когда была в оккупации, то часто вспоминала слова своего отца, который говорил, что на войне люди не болеют. Ведь за все это время она забыла про свои проблемы со здоровьем, а главным желанием было только желание выжить. Алла вспоминает, что, когда появилась надежда на эвакуацию, то до сих пор не верит, что они смогли выбраться. Ведь женщина словно забыла, что у нее проблемы с ногами и передвигалась без своей палочки, лишь бы спастись.
«Вы представьте, когда я бежала — там же и падала, и ползла, и помогали мне, и бомбы летели. Но это, наверное, на таком стрессе было, что я даже не помню, как без палочки я добралась до места», — вспоминает женщина.
Эвакуация стала возможна только 12 марта, но даже тогда дорога на свободу не была легкой.
«Когда мы хотели выехать, посадили девочку за руль, а она всего полмесяца как водит машину, у нее руки дрожали, она не могла от страха руль держать. За руль сел волонтер, который нас вытащил из подвала, и мы начали ехать единственной дорогой, чтобы выехать из Бучи. Мы подъехали к Ирпеню, к вот этому месту, где разорваны мосты, и всех должны были на поезд сажать. И здесь стоят с детьми женщины. Мы доезжаем и прилетает бомба, и летят куски людей. Это нужно было видеть…, и кто-то говорит фейки? Я свидетель вот этого всего. Как стреляли по нашей машине. Как мы живы остались, я до сих пор не могу понять», — дрожащим голосом рассказывает женщина.
После того, как удалось эвакуироваться из Бучи, Алла вместе с дочерью оказалась в Литве, потому что именно здесь ее дочери предложили работу. Женщина говорит, что очень счастлива после всего пережитого наконец-то находиться в безопасности именно в Каунасе.
«Я когда-то много лет назад по молодости была в Бирштонасе, отдыхала там. И я всегда восхищалась Литвой, и дочь здесь участвовала всегда в разных фестивалях. И я хочу сказать, что такой доброты, такого отношения, я думаю, ни в одной стране нет, как Литва нам дает», — говорит Алла и добавляет, что хотя в Литве обрела покой, которого так не хватало, все равно очень хочет домой. И даже всегда носит ключи от своего дома в Буче и верит, что скоро сможет вернуться к привычной жизни.
В том, что Украина победит, женщина не сомневается. Она говорит, что никто не ожидал такого сопротивления и такого единства от украинцев, поэтому победа Украины — только дело времени.
«Ну, на кого ты пошел (обращаясь к Путину)? Мы, может, и не все говорим на украинском, но за свою землю мы будет стоять до последнего. Такого народа, как украинский, нет нигде», — говорит женщина и добавляет, что плачет всякий раз, когда слышит украинские песни, украинский язык, и хочет, чтобы весь мир знал и помнил о тех ужасах, которые переживает практически каждая семья в Украине, и призывает каждого помогать армии.
«Да, мы приехали, да нам тяжело, да, я понимаю, что мы заняты — у каждого своя работа, и хочется людям деньги заработать. Но, если у тебя есть минута. Если есть она — отдай. Хотя бы для наших воинов. Если бы у меня были деньги… Я сразу это все в «Дие» сразу отправила — оно мне не нужно. Я не могу и не понимаю людей, которые говорят «ну что я могу сделать?». Я всем говорю — вы еще не видели ада. Если бы увидели, то вы бы нашим ребятам все отдали, а если бы нужно было закрыть его своим телом — я бы закрыла», — поучает Алла.
Алла живет в Каунасе вместе со своей дочерью Оксаной и привыкает к жизни в новой стране и новом городе. Так как Алла — пенсионерка, говорит, что делать ей особо нечего. И если раньше в Буче было хозяйство, работа по дому и друзья, то сейчас, на съемной квартире в незнакомом месте, особо ничего не поделаешь. Поэтому вся ее жизнь сейчас — это плетение маскировочных сеток для помощи украинским военным и выступления ее дочери Оксаны, которые часто организовываются в Литве. Во время них она чувствует себя так, как и до войны, как будто всех тех страшных событий и не было.
Помимо спокойствия, которое она обрела в Литве, она также получила помощь от литовских врачей. Как говорит Алла, литовские специалисты очень внимательны и профессиональны. Поэтому здесь она получает квалифицированную помощь и рада, что на старости лет может не беспокоиться о своем здоровье.
«Очень мне нравится отношение врачей. Несмотря на мой возраст, они хотят мне помочь. Очень жалеют, особенно когда узнают, что я из Бучи. Тот стресс и ужасы, которые я пережила, не проходят бесследно особенно для моего здоровья. Но здесь хотя бы мне помогли с моими старыми болезнями», — радуется Алла.
И хотя сейчас женщина наконец-то может спокойно жить и не содрогаться от звуков ракет, увиденные ужасы почти каждую ночь приходят ей в кошмарных снах. Но даже тогда она знает, что должна вставать и каждый день приближать победу Украины. Поэтому, несмотря на возраст, состояние здоровья или настроение, каждый день плетет маскировочные сетки наравне с другими женщинами из Украины и всем говорит: «Мы обязательно победим. Я очень люблю Украину, очень хочу домой. И хочу после победы всех собрать на своей кухне — друзей, знакомых и праздновать».

Оставить комментарий