Вы просматриваете: Главная > Отделочные работы > Особенности детского вокала

Особенности детского вокала

Возрастные и физиологические особенности детского голоса (дошкольный возраст).

У детей 3-4 лет голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие и короткие. Гортань ребенка более чем в 2,5 раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость носа, глотки, рта). А грудной резонатор (полость трахеи и бронхов) ещё не развит. Голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное.

i

Голосовые связки смыкаются неполно, при звукообразовании колеблются только их края – отсюда легкость и недостаточная звонкость звучания Дошкольники могут петь только тихо и недолго, потому что их голос быстро устаёт и тогда совсем перестаёт слушаться.

Особенности детского голоса в младшем школьном возрасте.

В 7-8 лет голосовой аппарат в 2-2,4 раз меньше чем у взрослых. В 3-4 раза меньше легкие, не сформирована голосовая мышца. Связки колеблются краями, нет полного смыкания. Голос- легкий, нежный, фальцетный, головной. Общий: ре1-до2, рабочий: ми1-си2. Использовать несложные, ограниченные по диапазону песенки. Расширять диапазон постепенно. Петь на mf, mp. Не требовать насыщенного звучания. Есть эмоциональная отзывчивость, выразительность и яркость исполнения.

В среднем и старшем школьном возрасте

10-12лет. Механизм голосового аппарата изменен. Развивается очень важная мышца, которая управляет всей работой связок. Связки упругие, колебание перестает быть краевым. Голос компактнее. Период расцвет голоса, у мальчиков звонкость, у девочек- индивидуальная тембровая окраска. Диапазон у сопрано: до1 – ми,фа2. У альтов: лям –ре, ми2.

13-15лет.

Изменения голосового аппарата связанные с половым созреванием. мутационный период, длится около 15-16 лет.(12 – 13) по разному. У мальчиков быстрый рост гортани. Связки удлиняются в 2 раза. Голос теряет яркость – тускнеет, может быть тремоляция. Постепенная потеря верхов. рост гортани может идти не равномерно, что приходится прекращать занятия. У девочек- спокойно, нет сильно роста гортани. Исчезает звонкость, появляется усталость, сипота. Сопрано: до, ре1 – фа, соль2, альты: ля, сим – до,ре2.

3 этапа развития голоса 1) предмутационный (11- 12 лет) голос теряет яркость, появляется сип, тускнеет. 2) Мутационный ( 12- 13 у м. 14 – 15 у дев.) 3) постмутационный (17-18)

Гиена детского голоса.

Детский вокал лучше проводить во второй половине урока.

В современном урок музыки пение- важнейший вид музыкальной деятельности. Охрана детского голоса: 1)прививать правильные вокально-хоровые навыки.

2)подбирать репертуар с учетом возрастных особенностей.

3)соблюдать голосовой режим.

4)вести разъяснительную работу по соблюдению гигиены голоса.

5) осторожно работать с детьми в мутационный и послемутационный период.

Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого форсированного звучания, которых пока ещё нет у дошкольников в силу их возрастных особенностей. Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

У детей младшего дошкольного возраста иногда наблюдаются небольшие уплотнения на свободном крае голосовых складок – «узелки крикунов». В основе данного заболевания лежат голосовое перенапряжение и длительная травматизация голосовых складок. Предрасполагающим моментом могут быть острые воспаления верхних дыхательных путей и ларингит, а также и то, что многие дети в этом возрасте подолгу кричат. Крик в этом возрасте, сопровождается твёрдой атакой, в результате чего происходит перенапряжение голосовых складок.

При появлении у дошкольника охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все невротизирующие и травмирующие ребёнка факторы, стараться, чтобы дети меньше раздражались, кричали и плакали. В более старшем возрасте в этот период нельзя петь и читать вслух. В начальной стадии болезни эти меры часто помогают. В запущенном случае необходимо лечение у отоларинголога.

При неправильном, формально–потребительском подходе к детскому пению, при требовании петь всё громче и громче – у детей закрепляется привычка перекрикивать друг друга форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух. Специалисты — фониатры предостерегают: неумеренная форсировка детского голоса может вести к дисфонии, при которой голос становится слабым, быстро истощаемым, хриплым; возможна и полная потеря голоса.

Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения. Работники дошкольного образования должны знать о возрастных особенностях детского голоса и учитывать их. В детских садах необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребёнка.

Для успешного развития детского голоса и слуха важно создать благоприятную атмосферу. Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио — телепередач, магнитофонных записей. Звуковая атмосфера дома и в группе должна быть спокойной.

Основные задачи охраны детского голоса, предупреждение его нарушений сводятся к следующему:

— соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха,

— организация благоприятной звуковой атмосферы в группе и вне её

— подбор репертуара детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников.

— устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ринитов, заболевания ушей, верхних дыхательных путей.

Пение – это сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только «чисто певческие» органы, но и сердечно — сосудистая, нейроэндокринная системы, которые отвечают на пение изменением пульса, артериального кровяного давления, температуры тела.

При правильной певческой нагрузке (eё часто называют «щадящей») эти изменения незначительны и не опасны для организма. Даже более того, систематические занятия пением играют оздоровительную роль, улучшает дыхание и кровообращение. У часто поющих детей облегчается лечение обострений хронических катаров носоглотки и верхних дыхательных путей, хронического тонзиллита. Пение полезно при лечении логоневроза, оно способствует уменьшению гипертрофированных миндалин.

Естественно, что степень влияния певческой нагрузки на организм зависит от вокальной методики, сложности репертуара и гигиенических условий занятий. Учитывая, что организм сам способен приспосабливаться к разным условиям в процессе этой деятельности, необходимы строгая дозировка и постепенность в усложнении певческой нагрузки.

Читайте также: Новости Украины России и мира сегодня.

Обсуждение закрыто.