У российской экономики появились новые цели — контрабанда и "челноки" — Строительный портал ПрофиДОМ
Банк России на прошлой неделе на своем сайте опубликовал апрельский бюллетень Департамента исследований и прогнозирования «О чем говорят тренды». В нем содержится взгляд регулятора на то, как может выглядеть структурная перестройка российской экономики, о которой за последний раз уже неоднократно говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Перспективы, мягко говоря, безрадостные.
Такого рода исследования, как правило, относят к разряду «шокирующих прогнозов». Большинство предсказаний этого жанра делаются исходя из допущения, что произойдут маловероятные события, которые приведут к катастрофическим последствиям. Однако на этот раз картина, нарисованная Банком России, — это базовый сценарий. Более того, документ, ко всему прочему, старательно избегает оценок социальных и политических последствий его реализации. Голая незамутненная экономика и ничего больше.
Санкции привели к существенному снижению российского экономического потенциала
Итак, в марте в России начался экономический спад, констатирует аналитическое подразделение ЦБ. Причем в документе прямо говорится: «В отличие от краткосрочного «коронакризисного» спада, произошедшего во втором квартале 2020 г., текущий спад с высокой вероятностью носит трансформационный, структурный характер и будет большим по масштабу и продолжительности при любых сценариях. При этом вопрос о скорости и масштабе спада и времени, которое потребуется, чтобы его в будущем преодолеть, является дискуссионным».
Иными словами, кризисного сценария, к которому все привыкли с 1998 г., когда шоковая фаза довольно быстро сменяется восстановительным ростом, ждать не следует. Международные санкции привели к существенному снижению российского экономического потенциала. Причин две. Во-первых, снижение физических объемов экспорта по мере отказа развитых стран от российского сырья означает прямой вычет из ВВП. Во-вторых, в результате вынужденного переключения на менее технологичный, качественный и более дорогой импорт снизится эффективность.
Кроме того, кризис, по большому счету, еще и не начинался. Многие предприятия продолжают функционировать на старых запасах материалов и комплектующих. Импортное оборудование, которое из-за внешних ограничений заменять или чинить будет весьма непросто (если вообще возможно), пока еще не начало массово выходить из строя.
Так что сейчас еще только начинается первый этап описанной ЦБ «перестройки» — разрыв устоявшихся технологических, производственных и логистических цепочек. Максимум, что правительство в состоянии сделать на этом этапе, — попытаться минимизировать масштабы и последствия спада. Проще говоря, накачивать «тонущие» предприятия дешевыми кредитами и наблюдать, кто в конечном итоге сможет выплыть и выжить.
Малые объемы закупок и усложнение логистики приведут к удорожанию такого импорта
Но им предстоит перейти на следующий уровень и принять участие во втором этапе трансформации — первичной подстройке производственных и логистических цепочек к новым условиям. И тут, согласно тексту исследования, «в части налаживания поставок от альтернативных зарубежных поставщиков в условиях сохраняющихся ограничений возрастет роль небольших посреднических внешнеторговых компаний и «челночного» малого бизнеса (особенно в потребительском сегменте). Однако малые объемы закупок и усложнение логистики приведут к удорожанию такого импорта и невозможности в полном объеме заменить традиционных поставщиков».
О том, что правительство в условиях ограничений, связанных с поставкой в Россию высокотехнологичной продукции, попытается сделать ставку на контрабанду и «челноков», «Деньги на Свободе» говорили с момента введения этих санкций. На прошлой неделе это стало официальной политикой.
Минпромторг опубликовал список товаров, в отношении которых разрешен так называемый «параллельный импорт». Он позволяет ввозить в страну товары без разрешения правообладателя. Список широкий — от смартфонов, бытовой техники, автомобилей и запчастей к ним до оборудования, которое используется практически во всех отраслях экономики. Всего в списке 50 групп товаров и около 200 брэндов.
Впрочем, в ЦБ трезво оценивают возможности «челноков» и контрабандистов. Потому что на третьем этапе — «обратной индустриализации», начнется то самое импортозамещение, о пользе которого рассказывают российским старшеклассникам на специальных тематических уроках.
Техническая и экономическая эффективность созданной техники будет уступать нынешним
Вот только есть один нюанс, о котором в методичке Министерства просвещения не упоминается: «Производство техники и технологий увеличивается, но на более низком технологическом уровне. Кроме того, эффект малого масштаба (невозможность массового производства в условиях ограниченного объема российского рынка) приведет к удорожанию таких техники и технологий относительно более современных, но недоступных технологий. Таким образом, техническая и экономическая эффективность созданной техники будет уступать нынешним. Еще одним важным последствием станет снижение экологичности производства».
То есть в течение нескольких лет российская экономика будет налаживать производство заведомо неконкурентоспособной продукции, которая и по цене, и по качеству, и по уровню используемых технологий будет уступать не только иностранным аналогам, но и тому, что производилось в стране до последнего времени. Низкую производительность труда придется компенсировать высокой занятостью, которая, впрочем, не будет сопровождаться адекватным ростом реальных доходов, — менее квалифицированный труд предполагает менее существенное вознаграждение.
Это и есть та самая «цена войны», которую заплатит российская экономика, а вместе с ней и все россияне
В результате через несколько лет Россия придет к самообеспечению на «доцифровом» технологическом уровне. И только потом начнется этап «догоняющего развития». Аналитики ЦБ не дают никаких оценок, но это и есть та самая «цена войны», которую заплатит российская экономика, а вместе с ней и все россияне. Сотрудники Департамента исследований и прогнозирования Банка России практически подтвердили оценки самых пессимистично настроенных «клеветников» и «национал-предателей».
Однако автоматически записывать их в число «скрытых оппозиционеров» я бы не торопился. У этой честности и адекватности оценок есть и другое объяснение. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на днях получила от Государственной думы мандат на очередную пятилетку. Возглавляемая ею команда будет не только определять денежно-кредитную политику, но и отвечать за ее последствия в самые тяжелые кризисные годы.
Поэтому документ, в котором зафиксирована трезвая оценка того, что будет происходить в России в ближайшие годы, — это своеобразная защита от критики в тот момент, когда последствия кризиса ощутят на себе даже депутаты и чиновники. Если кризис окажется менее тяжелым и продолжительным, можно будет записать это в число своих заслуг. Если наоборот — более тяжелым и продолжительным, аналитики честно предупреждали: оценить глубину пропасти и продолжительность падения пока не представляется возможным.
Автор: Максим Блант