Вы просматриваете: Главная > Статьи > Театр абсурда и театр жестокости в жизни украинского театроведа — Строительный портал ПрофиДОМ

Театр абсурда и театр жестокости в жизни украинского театроведа — Строительный портал ПрофиДОМ

Театр абсурда и театр жестокости в жизни украинского театроведа - Строительный портал ПрофиДОМ

В новом учебном году украинский театровед, профессор Киевского университета Валерий Панасюк читает онлайн студентам курс «Феноменология мирового театра XX-XXI веков», где рассказывает, в частности, о театре абсурда и театре жестокости. Между тем, театром абсурда и театром жестокости можно назвать все, что происходило в его жизни после начала путинского вторжения в Украину.

В первой передаче нового сезона программа «Наша русская улица» рассказывает о военном беженце Валерии Панасюке.
Профессор Киевского национального университета, доктор искусствоведения Валерий Панасюк в Вильнюсе живет с 29 марта. Но он внимательно следит за ситуацией в родных Сумах. Город был оккупирован врагами до 8 апреля, после чего российские войска полностью покинули Сумскую область. Увы, обстрелы продолжаются, воздушная тревога заставляет жителей спускаться в убежища.
С первого дня агрессии люди, сидя в подвалах, пытаются найти ответ на вопрос: почему началась эта война?
«Это не столкновение двух народов, двух этнических образований, — убежден профессор. — Это столкновение двух разных цивилизационных моделей. Это модель авторитарного режима и модель демократического жизнеустройства. Говорить о том, что водоразделом становится язык или культура в целом, или искусство, в частности, — по-моему, не приходится. Все пытались ответить и «зачем?», и «за что?», и «кому это нужно?». И в результате длительных дебатов вдруг все замолчали, а потом кто-то один сказал: «Ну надо же, мы-то с вами говорим по-русски!»».
Валерий Юрьевич Панасюк счастлив жить в одном из самых уютных и душевных районов Вильнюса — на Жверинасе. Летом он много гулял по городу, изучал столицу и готовился к новому учебному году. Лекции своим студентам, разбросанным по миру, профессор читает онлайн, его курс очень интересный.
«Курс с очень любопытным названием — «Феноменология мирового театра XX-XXI веков». Исследуются какие-то феноменальные явления в истории мирового театра. Например, что такое феномен системы Станиславского? Или феномен синтетического театра? Или театра жестокости, театра абсурда? Или феномен художника в современном театре?» — перечисляет Валерий Юрьевич.
В Вильнюсе до этого профессор побывал лишь однажды — в 1979 г. Всегда мечтал приехать еще раз. Мечта сбылась, вот только при очень трагичных обстоятельствах. Сумы — город между Киевом и Харьковом — сразу оказались под артиллерийским огнем агрессора.
«В какой-то момент меня пригласил к себе в подвал мой друг. Правда, предупредил, что там уже есть 17 человек, 5 котов и 3 собаки. Я благополучно переместился туда. Первую ночь это место мне показалось абсолютно райским, я спал как убитый. Днем я уходил к себе домой, исправно бегая с пятого этажа в бомбоубежище, решая какие-то вопросы, которые принято называть бытовыми, но они приобретали масштаб вопросов бытийных. В какой-то момент была разбита подстанция, не было воды, не стало электричества. Зима была суровой — благо, выпал снег. И вот жители моего дома, и я в том числе, собирали воду на чай — снег с деревьев», — вспоминает профессор.
Город был взят в кольцо. Под обстрелами гибли люди.
«И был организован первый гуманитарный коридор. Была договоренность о том, что не будут стрелять с 9 утра до 9 вечера, и за это время успеют из города выехать все, кто это может сделать и хочет сделать. Он был неудачен — прицельным огнем было разбито то место, куда собрались люди. Часть машин вместе с пассажирами была взята россиянами в заложники в качестве живого щита, но кто-то успел доехать. Меня это напугало, и я решил упорно сидеть в подвале. Был организован второй коридор, который прошел удачно более-менее», — говорит Валерий Панасюк.
Валерий Панасюк
Подвал опустел. Все, кто мог, уехали. Жена Валерия Юрьевича — художник Алла Давыдова — живет в Санкт-Петербурге. Она упорно, но безуспешно уговаривала мужа эвакуироваться.
«Она просто меня умоляла, я выдвигал аргументы в пользу моего пребывания в Сумах, — говорит профессор. — При этом мне казалось преодоление всей этой дороги невозможным. И я благополучно лежал в подвале и читал новый перевод «В поисках утраченного времени» Пруста. Потом пришло сообщение, что собираются организовать третий гуманитарный коридор. Правда, без указания места и времени, потому что это могло привести к повторению печального случая, который наблюдался при организации первого коридора. И вдруг пришло сообщение, что через полчаса отправляется третий гуманитарный коридор. И со мной произошло неожиданное — меня просто подбросило с этого хорошего ортопедического матраса!».
Путь профессора из зоны военных действий стал настоящим «хождением по мукам».
«Нас сначала привезли автобусами в Лубны. Эта поездка заняла десять часов, хотя там три часа езды в мирное время. Нас всех пересадили в электрички, еще 18 часов я ехал до Львова. Во Львове я понял, что я не могу никуда ехать. При этом, когда я жене задавал вопрос: «А как ты представляешь себе мое перемещение на запад?» — она сказала: «Ты иди за людьми». И я понял, что я за людьми идти не могу. Я был голоден, в совершенном неведении каких-либо перспектив. Львов был переполнен, ночевать было негде», — говорит профессор.
Валерий Юрьевич добрался до Черновцов.
«Я приехал в Черновцы, и там в первый день была воздушная тревога. Я подумал про себя, что я привез сюда войну тоже. Оказалась, что безопасного места в Украине больше нет. На третий день я заболел ковидом, пролежал три недели пластом», — вздыхает Валерий Панасюк.
Тем временем жена Валерия Юрьевича Алла нашла возможность для его переезда в Литву.
«Моя жена — художник, была знакома в Петербурге с Генеральным консулом Литвы, и он предложил ту помощь, которая была предоставлена. Я не знал, каким образом мне выехать в Литву, — из Черновцов через Румынию казалось далеко и нецелесообразно. Я вынужден был поехать опять во Львов. Во Львове мест не было, и один знакомый художник поселил меня в театре. В какой-то момент театр превратился в гуманитарный хаб», — вспоминает Валерий Панасюк.
Один литовский предприниматель помогал украинским беженцам перебраться в Литву.
«Меня поселили здесь, я понял, что я «принц крови в сладостном изгнании». Потому что не стреляли, не бомбили, ты оказался в безопасном месте, в окружении людей, которые проявляют внимание, любовь и заботу», — говорит профессор.
Валерия Юрьевича в Вильнюсе навестила жена. Время, проведенное вместе, вдохновило художницу Аллу Давыдову создать цикл работ «Литовские модули».
«Я очень быстро привык к Вильнюсу благодаря людям и неожиданной установке всей страны на помощь Украине и украинцам. Поэтому я почувствовал себя как дома. К тому же, с колоссальным художественным бонусом. Не устаю повторять: Вильнюс — это одна из театральных столиц Европы», — признается Валерий Панасюк.
Валерий Юрьевич решил рассказать вильнюсцам об украинском театре.
В Литературном музее имени Пушкина прошла лекция профессора Панасюка о приоритетных тенденциях украинского театра в ХХ веке. Публику заворожил рассказ профессора.
Когда он говорил, вспомнилась недавняя история. Знаменитую украинскую актрису Аду Роговцеву просто обожали зрители во все Советском Союзе, она снималась во многих фильмах. А сегодня она в свои восемьдесят пять варит борщи и каши бойцам территориальной обороны Киева.
Ада Роговцева очень точно обрисовала сегодняшнюю ситуацию: «Перед нами, украинцами, стоял выбор: либо мы вступаем в Евросоюз, либо мы вступаем в дерьмо. Мы свой выбор сделали, а дерьмо оказалось мстительным».

Оставить комментарий