Лукашенко оказался между Путиным и украинской наковальней — Строительный портал ПрофиДОМ
Многие среди западных политиков, белорусской и российской оппозиции и гражданских активистов называют режим Александра Лукашенко «соагрессором», активным участником развязанной Россией полномасштабной войне против Украины.
Действительно, с территории Беларуси предпринимались попытки наступления российской армии на Киев и Чернигов, продолжается обстрел территории Украины, в то числе ее западных областей. В то же время, события последних месяцев дали повод говорить и о возрождении белорусского партизанского движения — не один раз разрушались железнодорожные пути, по которым предполагалось отправить российские войска и вооружения для захвата украинских городов. На стороне Украины сегодня сражается и формирование добровольцев-белорусов — «Полк Кастуся Калиновского». Активного участия в боевых действиях на стороне России белорусская регулярная армия пока не предпринимает. Следует ли ожидать новой эскалации на границе Беларуси и Украины? Станет ли минский режим прямым участником агрессии против своего южного соседа?
Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников обратил внимание на то, что в большинстве публикаций на эту тему, в том числе — в украинских СМИ, сохраняется надежда на то, что Александр Лукашенко все-таки не отдаст приказ о вторжении белорусских военнослужащих в Украину. При этом сам он считает: «Обязательно нужно учитывать опасность, которая грозит Украине, и не повторять прошлых ошибок, когда почему-то была уверенность, что Лукашенко не позволит использовать свою территорию для нападения на Украину. В действительности он и сейчас позволяет это делать».
В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» Санников упомянул недавнюю публикацию на портале «Хартия 97», где говорится о том, что «к риску открытия нового фронта нужно относиться серьезно». Автор публикации предупреждает: «в ближайшие недели Путин будет использовать Беларусь как плацдарм для собственных войск. Именно так произошло 9 июня, когда с военного аэродрома в Барановичах в небо поднялись три истребителя РФ, которые нанесли удар по Новограду-Волынскому Житомирской области».
«Лукашенко — полноценный участник агрессии, и к нему следует относиться подобным образом», — считает координатор «Европейской Беларуси».
Андрей Санников также отмечает, что в настоящее время украинцы ведут себя сдержанно в отношении своего северного соседа.
«Логика войны диктует удары по территории, которая используется для агрессии против Украины, то есть, по Беларуси, где находится особенная российская техника, российские войска. Они ведут войну с Россией, а Россия базируется на территории Беларуси. Если Лукашенко начнет обострять ситуацию, логично последует удар по территории Беларуси, и не только по российским объектам, но начнется война с Беларусью. Пока украинцы стремятся этого избежать, хотя им приходится достаточно туго, но Лукашенко постоянно провоцирует их. Может ли ему приказать Путин (послать свои войска в Украину)? Ну конечно может, потому что сегодня Путин в военном отношении контролирует территорию (Беларуси). Но воевать с белорусской стороны будет не обученная армия, а совершенно неумелые, необстрелянные солдаты и никуда не годные офицеры, которых просто перемолотят в фарш», — предупреждает собеседник «Голоса Америки».
И завершает: «Мы, я имею в виду белорусскую оппозицию, постоянно говорим, что лучший выход из ситуации, когда вас посылают на верную смерть, — сдаваться в плен и переходить на сторону Украины, чтобы воевать за свободу Украины и Беларуси. Потому что совершенно понятно: российская армия уже напилась крови, воюя и в Чечне, и в Сирии, и в Украине, начиная с 2014 г. А украинская армия очень выросла и окрепла, став одной из самых боеспособных армий в мире. Поэтому сегодня она представляет собой профессиональную, и что самое главное — сплоченную патриотизмом силу, против которой не устоять никому. И развязка будет очень печальной для Лукашенко, если он начнет выполнять приказ Путина в этом направлении».
Бывший посол США в Беларуси Кеннет Яловиц, в свою очередь считает, что риск использования Путиным армии Беларуси существует, и видит три фактора: «Во-первых, Путин оказывает давление на Лукашенко, и тот чувствует, что у него нет другого выбора, кроме как усилить армию и присоединиться к российской агрессии. Он видит, что военная активность в первую очередь происходит на востоке и юге Украины. И не исключено, что Беларусь может вступить в войну на западе Украины».
Однако, по мнению бывшего посла, белорусское население категорически настроено против войны с участием их страны. Поэтому, возможно, Лукашенко делает эти шаги, потому что беспокоится о своем внутреннем положении. Кеннет Яловиц отмечает, что это «своего рода сигнал для все еще очень активной оппозиции в Беларуси. Это может быть признаком того, что Лукашенко осознает свои внутренние слабости и просто укрепляет позиции».
«И третье — мы много говорили о том, как Лукашенко был зажат между Западом и Путиным в прошлом. И теперь у него очень ограниченные возможности для маневра из-за того, что он фактически выбрал сторону Путина. Сейчас он старается продемонстрировать лояльность к Путину, а закулисно маневрирует, чтобы ничего не делать, не вводить войска в Украину, потому что осознает, насколько это решение было бы непопулярным» — резюмирует Кеннет Яловиц
Представитель Светланы Тихановской по конституционной реформе и парламентскому сотрудничеству Анатолий Лебедько полагает, что вероятность участия белорусской армии в начатой Россией интервенции в Украину в настоящее время крайне низка. Хотя и не отрицает наличия ее потенциальной опасности. В беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» он высказал предположение, что сейчас на Лукашенко возложена функция отвлечения части украинской армии от зоны активных боевых действий против оккупантов — подчиненные ему вооруженные силы РБ роют окопы, сосредотачивают военную технику в приграничных с Украиной областях, а сам он произносит воинственные заявления.
«Для Путина главным направлением сейчас является Донбасс, и ему важна реализация ощущения пришедшей там «победы». А для этого, как минимум, нужно отвоевать у Украины территорию в границах Луганской и Донецкой областей. А если еще и отгрызть часть территории, примыкающей к Крыму, то это внутри России можно будет «продавать», как достижение и оправдывать этим жертвы среди военных», — поясняет Анатолий Лебедько.
Для достижения этой цели, по его оценке, Россия должна добиться решающего перевеса на данном отрезке фронта и в технике, и в живой силе. А чтобы добиться такого перевеса, необходимо держать боеспособные части ВСУ, оснащенных присылаемыми из стран НАТО современными видами вооружений, в состоянии повышенной боевой готовности на границе с Беларусью, чтобы избежать теоретической возможности вторжения со стороны Брестской и Гомельской областей. Длина этой границы составляет 1084,2 км.
Если же Александр Лукашенко и впрямь решится отдать белорусской армии приказ вторгнуться на украинскую территорию, то, как считает Лебедько, это будет связано с рисками как для него, так и для Путина.
«У белорусской армии нет никакой мотивации (для этого вторжения). Защищать Лукашенко, который в политическом отношении является «хромой уткой», — не мотивация. Бороться за интересы хозяина Кремля — тоже странный предлог для того, чтобы иметь возможность получить осколок в руку, ногу или в голову. А армия без мотивации — риск для Лукашенко, тем более что часть белорусской армии может пойти на усиление полка имени Калиновского. И если этот полк при поддержке украинской авиации и артиллерии перейдет границу с Беларусью, то что ожидает Лукашенко?» — задает риторический вопрос Анатолий Лебедько.
Собеседник «Голоса Америки» напоминает, что у Путина тоже все непросто с резервами и постоянно возникает вопрос о возможности проведения мобилизации для отправки в Украину.
«Без этого они (российская армия) задыхаются на Донбассе. И вдруг возникает потребность срывать свои войска оттуда и бросать их в Беларусь, чтобы закрывать тысячекилометровую линию там. Иначе (полк Калиновского при поддержке ВСУ) могут дойти до Минска. И я думаю, что этот аргумент Лукашенко приводит в разговорах с Путиным: почему лучше пугать Киев возможностью открытия этого «второго фронта», чем реальными боевыми действиями. Ведь иначе Путину будет нужно не только заниматься усилением своей армии на Донбассе, но и думать, как защитить Лукашенко, который может лишиться своего трона», — подытоживает Анатолий Лебедько.
Независимый белорусский политолог Алексей Прохоров не считает вероятной ситуацию, при которой белорусские военные повернут штыки против Лукашенко.
«Нужно четко понимать, что власть Лукашенко очень давно определяется не внутренними событиями, а внешней поддержкой Москвы. В те времена, когда в Восточной Европе существовали так называемые «социалистические страны», у них не было никаких шансов измениться, пока существовал Советский Союз. Предпринималось несколько попыток — в Венгрии в 1956 г., в Чехословакии в 1968 г., и все помнят, чем это закончилось», — отметил белорусский эксперт в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
И продолжает, что, оценивая ситуацию в Беларуси и шансы разных главных политических сил, нужно исходить из того, что никакого реального сопротивления существующему режиму внутри страны быть не может. И даже «яркие события 2020 г.», по мнению Алексея Прохорова, не были на самом деле борьбой за власть.
«Да, сотни тысяч людей вышли на улицы и выразили свое возмущение (фальсификацией итогов президентских выборов), но не более того. У нас был консолидированный режим, который сам имел достаточно сил, чтобы устоять. И существовали договоренности с Россией об оказании силовой помощи в случае необходимости», — напомнил независимый политический аналитик, который считает, что в белорусской армии, как и в российской, возможны лишь единичные случаи отказов выполнять преступные приказы.
«Но в целом они попытаются этот приказ выполнить, а что у них получится — это уж не мне рассуждать», — подчеркивает Прохоров.
Возможность открытия «второго фронта» против Украины собеседник «Голоса Америки» оценивает следующим образом: «Логику Путина понять проще. Если мы посмотрим на его рейтинг в течение всего президентского правления, то удивим, что он всегда взлетал во время «маленьких победоносных войн», была ли это Грузия, или «крымнаш». И внутриполитические причины этого понятны, но Беларусь, все-таки — не Россия, таких амбиций ни у власти, ни у общества нет. Поэтому Лукашенко будет делать все от него зависящее, чтобы не принять участия в боевых действиях. Получится это, или нет — зависит, скорее всего, не от него, а от того, насколько сильно будет давить Россия. И от того, насколько это России нужно, потому что когда необходимо будет налаживать отношения с Западом, Лукашенко может и пригодиться, а пользы военной от него немного», — считает Алексей Прохоров.