Как старики спасаются от войны — Строительный портал ПрофиДОМ
Многие пожилые люди в Украине после начала боевых действий остались без помощи. Одна из них — 80-летняя Эрика Гальчий. Бегство от войны стало для нее настоящим испытанием.
Эрика Гальчий не сразу присоединилась к миллионам соотечественников, покидающих свои дома, спасаясь от войны. Ей 80 лет, и она страдает старческой деменцией. Эрика забывает, кто она и что она делает. Даже собственную дочь она больше не узнает. В такой ситуации бегство от войны, связанное с многочасовым ожиданием на границе, оказалось для нее очень рискованным.
Дочь Эрики Леся живет в Германии. В интервью DW она рассказывает, что ее мать с 1945 г. жила в городе Калуш на северо-западе Ивано-Франковской области. У пенсионерки — немецкие предки. Она родилась во Франкфурте-на-Одере, а после Второй мировой войны была депортирована в Советский Союз. После воссоединения Германии Эрика часто думала о том, чтобы вернуться в Германию, и дочь поддерживала ее в этом. Но власти постоянно ставили палки в колеса. Когда в конце февраля Россия напала на Украину, Леся и Эрика впали в отчаяние.
Многие пожилые люди в Украине чувствуют себя сейчас так же, как Эрика Гальчий. После нападения России они остались без помощи и защиты.
Точное количество стариков, пострадавших от вторжения России в Украину, неизвестно. По статистике, в 2020 г. около 7 млн. из 44 млн. жителей Украины были в возрасте старше 65 лет. Между тем, бежать от войны могут далеко не все люди пожилого возраста. Так, например, по данным гуманитарной организации Cap Anamur, на границу в районе Черновцов прибывают в основном молодые женщины с детьми. Среди них лишь несколько пожилых людей, говорит управляющий Cap Anamur Бернд Гекен.
«В те годы, когда мы поддерживали различные небольшие проекты на востоке Украины, наша команда также заботилась о многих стариках. Некоторые из них жили в очень плохих условиях», — говорит он.
Однако оценить текущую ситуацию этих людей он не берется.
После трех недель волнений и тщетных попыток что-то предпринять в начале марта дочери Эрики Лесе наконец удалось вывезти 80-летнюю женщину из Украины.
Операция по спасению матери была очень нервной. Леся вместе с сыном отправилась на польско-украинскую границу. В Украине она договорилась о встрече с сиделкой своей матери.
«Уследить за всем невероятно сложно, — говорит Леся, описывая ситуацию в приграничном регионе. — Все плачут, все в отчаянии, повсюду солдаты с автоматами Калашникова. Ты проезжаешь мимо них и не знаешь, удастся ли тебе когда-нибудь снова выбраться из страны».
Приехав на место встречи, Эрика наконец села в машину дочери. У пожилой женщины от долгого сидения болели ноги. Матери и дочери предстояло присоединиться к длинному кортежу на пограничном переходе. От солдат помощи не было, говорит Леся. В конце концов, другие беженцы пропустили Эрику из-за ее нестабильного состояния.
В Украине пожилые люди часто оказываются брошенными на произвол судьбы. Полноценных домов престарелых почти нет, и они стоят дорого, говорит Леся. В больших городах, таких как Киев, волонтеры пытаются помочь старикам преодолеть повседневные трудности и заботятся о них. Еще один институт, который помогает пожилым людям, — церковь. Например, православный Архангело-Михайловский монастырь в Одессе стал пристанищем для многих спасающихся от войны пожилых людей, которым больше некуда было идти. Об этом в начале марта сообщало французское информагентство AFP. Многих из оставшихся в монастыре стариков привели туда их родственники.
Насколько трагична ситуация, несмотря на эту помощь, ясно из выступления Верховного архиепископа Киево-Галицкого, главы Украинской греко-католической церкви Святослава Шевчука: «Я думаю о многих из них, брошенных сегодня, оставленных на произвол судьбы, оставленных одних в холодных квартирах, сильнее всего пострадавших от российских бомб».
По его словам, многие старики приходят в церкви только за куском хлеба. Верховный архиепископ призвал думать о пожилых людях в Украине и молиться за них.
Тем временем Эрика Гальчий прибыла в Германию. Она живет в квартире своей дочери Леси во Франкфурте-на-Одере. Из-за старческого слабоумия пожилая женщина часто беспокойно ходит взад-вперед, пытаясь сориентироваться.
«Конечно, теперь это полностью меняет нашу жизнь, — говорит Леся. — Сейчас я просто хочу подарить ей свое тепло, чувство защищенности, благодарность».
Пока Леся не знает, как будет совмещать заботу о пожилой матери со своей основной работой. Главное, говорит она, что рядом с Эрикой всегда кто-то есть.