Вы просматриваете: Главная > Статьи > Как Россия пытается дискредитировать движение в поддержку Украины — Строительный портал ПрофиДОМ

Как Россия пытается дискредитировать движение в поддержку Украины — Строительный портал ПрофиДОМ

Как Россия пытается дискредитировать движение в поддержку Украины - Строительный портал ПрофиДОМ

Литовский телеведущий и журналист Андрюс Тапинас подаст в суд на ряд политиков и общественных деятелей, в частности — на действующего депутата Сейма Литвы. Все — из-за обвинения в адрес медийщика в присвоении части средств, собранных в помощь Вооруженным силам Украины. 18 июля Тапинас обнародовал пост в Facebook, в котором попросил своих сторонников жертвовать средства на услуги адвокатов. Только за три часа удалось собрать почти 40 тыс. евро.

В Украине Андрюс Тапинас известен прежде всего своей инициативой по сбору средств на покупку ударного беспилотника Bayraktar. Кампания, начатая журналистом Laisves TV 25 мая, вызвала в Литве большой резонанс. Деньги на оружие для ВСУ жертвовали политики, включая премьер-министра и бывшего президента, известные публичные деятели и даже обычные дети. Необходимую сумму — 5 млн. евро — удалось собрать за три дня. Удивленная такой солидарностью литовцев турецкая компания Baykar Makina решила подарить беспилотник, а собранные деньги направили на другие нужды украинской армии.
Инициатива Тапинаса и Laisves TV вдохновила и других волонтеров. В частности, украинский телеведущий Сергей Притула собрал за три дня 600 млн. грн. на приобретение сразу четырех беспилотников Bayraktar. Аналогичные кампании по сбору средств продолжаются в Польше и Норвегии, передает LRT.
Тем временем в самой Литве инициативы журналистов подверглись критике со стороны отдельных публичных фигур. С начала сбора средств на Bayraktar они начали утверждать, что Тапинас — это аферист. Наиболее одиозные заявления сделал один из лидеров консервативного «Союза семей» Альгимантас Рустейко. Сначала он заявил, что Андрюс Тапинас вводит людей в заблуждение, поскольку ни одна общественная организация не имеет права передавать помощь Министерству обороны. Далее посыпался еще ряд обвинений: якобы пожертвования попадают или на личный счет девушки Тапинаса, или оседают на телеканале Laisves TV. Наконец, телеведущего обвинили в том, что он проигрывает собранные средства в казино Лас-Вегаса.
С аналогичными нападками выступил и депутат литовского Сейма Ремигиюс Жемайтайтис.
«Сколько денег они берут? Меня совсем не удивляет, когда кто-то играет в покер на пожертвованные средства, ежедневно тратя $150 тыс.», — написал политик в Facebook.
Свои последующие обвинения — в афере с закупкой беспилотников для защитников Северодонецка — Жемайтис подкрепил арифметическими расчетами: «Он приобрел 5 единиц за 50 тыс. евро. В интернете один беспилотник стоит 8500. 5 х 8500 = 42500 евро. Следовательно, 7500 евро могли быть украдены. Это Андрюсу на покер, вероятно, 7500 евро только с беспилотников».
В ответ на это Тапинас отметил, что закупки производит не Laisves TV, а благотворительный фонд Blue/Yellow, на счет которого переводят собранные средства. Кроме того, журналист заявил о манипуляциях с цифрами, ведь стоимость беспилотника зависит, по его словам, от его комплектации. Другой известный волонтер, также оказавшийся под прицелом критики, комик Олег Шураев, выложил фото в Facebook, которое наглядно демонстрирует разницу: «Слева вы видите дрон DJI MAVIC 3 без полного набора за 2 тыс. евро. Справа — полный комплект, в котором нуждаются военные. Цена — 2680 евро».
В своем посте Андрюс Тапинас указал, что в этот раз его не устроят извинения оппонентов. Полученные в случае победы деньги журналист пообещал передать украинцам.
Поскольку конфликт переходит в юридическую плоскость, будет некорректно давать какие-либо оценки аргументам сторон. Это задача правосудия. С другой стороны, нельзя не заметить, что критика представителей литовского волонтерского движения в поддержку Украины полностью вписывается в пропагандистскую кампанию Кремля по дискредитации волонтеров.
Значение волонтерского движения для Украины сегодня сложно переоценить. В условиях противостояния врагу, который значительно превосходит как по своим экономическим, так и по военным возможностям, государство не может своими силами покрывать все возникающие потребности. Например, обеспечить всем необходимым примерно миллион человек, вступивших в силы обороны, — это сверхсложная задача даже для наиболее развитых стран мира. При этом экономика Украины разрушена войной: 20% территории государства находятся под российской оккупацией, остальные — под постоянной угрозой террористических ракетных ударов.
«Эта война войдет в историю как crowdfunding war. Украине помогает весь мир — как гуманитарными инициативами, так и военной техникой, — отмечает литовский политолог, преподаватель Института международных отношений Вильнюсского университета Нериюс Малюкявичюс. — Это большой вызов для путинского режима. Имеется в виду не только то, что Америка помогает HIMARS’ами, но и то, что многие просто помогают, основывая волонтерские инициативы».
Цифры международной поддержки действительно впечатляют: так, по состоянию на начало мая, Украина получила более 304 тыс. т «официальной» гуманитарной помощи — от правительств и международных организаций. Трудно сосчитать, сколько передали волонтерские группы и благотворители, счет которых идет на тысячи.
Поэтому волонтерство и гуманитарная помощь с первых месяцев полномасштабной войны оказались под прицелом российских пропагандистов. Так, в марте в соцсетях и СМИ активно распространяли информацию о якобы присвоении гуманитарной помощи, переданной западными партнерами. Наибольший резонанс получил «вброс» о торговой сети «АТБ», которая якобы перепродавала помощь из Польши. Как доказательство распространяли фотографии мясных консервов без украинской маркировки на прилавках супермаркета. В «АТБ» объяснили, что сеть увеличила импорт продуктов из стран Европы из-за дефицита товаров в Украине. А отсутствие маркировки разрешает законодательство в условиях военного положения. Несмотря на это разъяснение, фейковую новость активно репостили в соцсетях российские ботофермы.
Уже в апреле ряд российских интернет-сайтов обнародовал сообщения о том, что Красный Крест в Румынии, якобы, прекращает поставлять гуманитарные грузы в Одессу из-за коррупции местных чиновников. Якобы румынам стали известны факты хищения продуктов и медикаментов.
«Коррупционеры, пользуясь служебным положением, направляют румынскую «гуманитарку» на подконтрольные им склады, а затем не выдают населению, а реализуют через розничные торговые сети», — говорилось в статье российского издания EADaily.
В официальном комментарии для портала StopFake Красный Крест полностью опроверг это сообщение. Организация заверила, что планирует и дальше помогать пострадавшим от войны в Украине.
22 апреля на подобные упреки отреагировали и в офисе президента Украины. Советник руководителя ОП Сергей Лещенко прокомментировал слова блоггера и бывшего советского разведчика Юрия Швеца. Он заявил о том, что в Украине якобы разворовываются оружие и гуманитарная помощь, предоставленные иностранными партнерами. По словам Лещенко, заявление Швеца массово разгоняли в соцсетях российские боты. Однотипные комментарии, очевидно, переводили на украинский с помощью Google Translate.
«Эти «вбросы» исходят из российских источников: государственных или квазигосударственных, — отмечает Нериюс Малюкявичюс. — Но есть момент, который всегда использовала и советская, и российская пропаганда: так называемые «удобные идиоты», которые держат злобу на активистов. Например, это политики, у которых были баталии с теми, кто сейчас занимается волонтерством. Они подбирают эти кремлевские «вбросы» и начинают раскручивать тему внутри. К сожалению, такое мы можем видеть и в Литве».
24 марта Верховная Рада Украины приняла закон, вводящий уголовную ответственность за нецелевое использование гуманитарной помощи, благотворительных пожертвований или безвозмездной помощи. В условиях военного положения за подобные действия преступникам грозит до семи лет заключения с конфискацией имущества.
Такое суровое наказание может свидетельствовать о том, что украинские власти серьезно обеспокоены возможностью соответствующих злоупотреблений. 16 июля глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко отчитался, что по новой статье Уголовного кодекса начали около трехсот производств. 47 человек получили подозрения. Больше всего случаев присвоения «гуманитарки» — во Львове, Киеве, на Харьковщине и Кировоградщине — там, где расположены основные хабы перераспределения товаров. Чаще мошенники присваивают автомобили, горючее, медикаменты, бронежилеты и продукты.
В одном из самых громких дел фигурирует исполняющий обязанности главы города Пустомыты на Львовщине Андрей Лукив. По версии следствия, чиновник пытался за 100 тыс. грн. продать автобус, переданный Финляндией. Его задержали следователи ГБР. В Черновцах руководителя областной больницы Сергея Бродовского подозревают в попытке присвоить пять карет скорой помощи, переданных Италией для нужд ВСУ.
В то же время украинские правоохранители отмечают, что подобные случаи не массовые. Особенно учитывая, что в волонтерство в Украине вовлечены миллионы человек. Также говорят, что за время военного положения криминогенная ситуация в государстве улучшилась.»Мы учитываем значительный информационный резонанс, поэтому сотрудники полиции молниеносно реагируют на каждое такое сообщение (о продаже гуманитарки), в частности, черпая информацию из соцсетей, — уверяет представитель Нацполиции Оксана Блищик. — На самом деле, часто заявленные случаи о нецелевом использовании гуманитарки оказываются «холостыми выстрелами», однако мы обнаруживаем и реальные преступления».
Правоохранители утверждают, что факты «хищения гуманитарки» и так называемых «злоупотреблений волонтеров» больше присутствуют в информационном поле, чем в реальной жизни. Цель российской пропаганды в распространении таких нарративов очевидна — доказать бесполезность пожертвований в поддержку Украины. Мол, все, что вы перечислите — будет украдено.
«Это вброс сомнения. А когда люди начинают сомневаться, они не перечисляют деньги, не поддерживают эти инициативы, — говорит литовский политолог Нериюс Малюкявичюс. — Это, конечно, раздробляет общество. Вселяется недоверие к демократическим инициативам, институтам, медиа».
Опасность пропагандистского нарратива состоит в том, что он частично базируется на реальных фактах. Однако редкие случаи в освещении пропагандистов превращаются в систему и массовое явление.
«Мы все уже это видели, как из единичных случаев коллаборационизма с нацизмом весь народ называли нацистами», — добавляет Нериюс Малюкявичюс.
Аналогичные методы Россия использует и пытаясь скомпрометировать поставки западных вооружений. Например, статью американского издания The Wall Street Journal, в которой обсуждают необходимость создать систему эффективного контроля над поставками, российские СМИ подают под таким заголовком: «В США обеспокоены исчезновением выделенных Киеву миллиардов долларов». В июне портал StopFake разоблачил информационную кампанию россиян в Twitter’е. Из фейковых аккаунтов на английском языке массово публиковали вопросы президенту США Джо Байдену: «Куда делись $40 млрд., предоставленных Украине?».
Мошенничество существовало на протяжении всей истории человечества. Поэтому, во всяком случае, прежде чем совершить благотворительное пожертвование, нужно убедиться в надежности его получателя. С помощью Интернета можно легко проверить репутацию того или иного благотворительного фонда. Также люди часто доверяют публичным лицам, которые организуют сбор средств, ведь те ручаются за прозрачность использования пожертвований собственным именем. Другой путь, которым часто пользуются украинцы: жертвовать деньги своим знакомым, непосредственно нуждающимся в помощи. Людям, которые потеряли жилье или защищают Украину на фронте.
«Нужно опираться на инициативы, которые уже проверены, официальны, которые уже показали всю цепочку своей деятельности, — советует литовский политолог. — Цепочка — это не только сбор денег, это покупка оборудования, транспортировка и, самый важный момент — когда помощь получают те, кто в ней нуждается. Если они показали свою способность это делать и показывают прозрачно всю отчетность — тогда это те инициативы, на которые следует опираться».
Волонтерская помощь критически необходима, особенно сейчас, когда постепенно война становится обыденностью и интерес к событиям в Украине по объективным причинам угасает. Следует помнить, что каждое, даже маленькое пожертвование, может спасти человеческую жизнь и хоть на миллиметр, но приблизить победу. Победить же в войне с авторитаризмом может только свободное общество через его самоорганизацию.
«Война против Украины — это война иерархии против свободного общества, — отмечает Нериюс Малюкявичюс. — Она началась именно потому, что кремлевская иерархия боится этой модели, которая может просто развалить кремлевскую модель. Crowdfunding war — это война, в которой принимают участие многие свободные люди, которые просто самоорганизуются, собирают средства и помогают. Такая модель вызывает страх у Путина и его окружения».

Оставить комментарий