Как известный архитектор охотился за нацистскими преступниками
Многие люди во всем мире знают это имя — Симон Визенталь, австрийский архитектор, который родился в начале прошлого века в городе Бучач. Сейчас, это Тернопольская область Украины, а в 1908 году – Австро-Венгрия. С 1932 года он жил и работал во Львове, потом был брошен гитлеровцами в концлагерь Маутхаузен, выжил и посвятил всю оставшуюся жизнь охоте за нацистами
После окончания Второй мировой войны Визенталь посвятил все свои силы поиску нацистских преступников, скрывающихся от правосудия. Он лично и созданная им организация (с 1947 года — Центр еврейской документации в Линце, позднее в Вене) принимали участие в розыске и поимке целого ряда крупных фигур нацистской карательной системы, в том числе, и Адольфа Эйхмана — начальника отдела IV B 4, отвечавшего за «окончательное решение еврейского вопроса» в гестапо.
Существовал, так называемый «Список Визенталя» — черный список нацистских преступников, которые должны быть схвачены и подвергнуты суду.
По поводу деятельности Симона Визенталя существует множество разных мнений. Одно из них – один человек, какой бы он ни был активный, известный, принципиальный, — не сможет осуществлять эффективную работу по поиску нацистских преступников по всему земному шару.
Визенталь внес большой вклад в дело поиска и наказания нацистов, виноватых в массовом уничтожении евреев.
И то, что мы сейчас сообщим нашим читателям, до самого последнего времени было неизвестно никому.
Отто Скорцени — оберштурмбаннфюрер СС, любимец Гитлера, самый известный нацистский диверсант. В мае 1945 года был опознан и арестован, однако, пошел на сотрудничество с американской разведкой и на Нюрнбергском процессе выступал в качестве свидетеля, а затем, оправдан и выпущен на свободу.
Так вот, один из самых деятельных нацистов, диверсант и убийца Отто Скорцени в 1964 году пошел на сотрудничество с израильской разведкой «Моссад». Целью израильтян был египетский ракетный центр. В этом центре работало много бывших нацистов-ученых, которые помогали Египту создавать системы наведения для ракет, способных достигать территории Израиля. Именно Скорцени знал многих из этих ученых лично и, теоретически, мог оказать помощь в операции по ликвидации египетского ракетного центра
На Скорцени вышли через его жену — графиню Эльзу фон Финкенштейн, двоюродную сестру довоенного министра финансов Германии Ялмара Шахта. В обмен на лояльность ему пообещали освобождение от преследований со стороны Симона Визенталя. Скорцени согласился помочь «Моссаду», однако Визенталь категорически отказался исключить его из списков преступников.
Визенталь был человеком со своей непоколебимой точкой зрения. Хотя, он и имел тесные связи с государством Израиль и даже «Моссадом», финансировавшим некоторые его операции, он не являлся израильским гражданином и работал из Вены, вне израильской юрисдикции.
В общем, случилось невероятное: любимец фюрера, которого разыскивали по всему миру, как военного преступника, вне всяких сомнений, сжигавшего синагоги и участвовавшего в акциях СС, стал ключевым агентом в проводимой в то время израильской разведкой важнейшей операции. Более того, Скорцени оставался связанным с «Моссадом» до своей смерти в 1975 году
В общем, ракетный центр в Египте был нейтрализован, – но это уже совсем другая история
Александр Москаленко, главный редактор Первой национальной энциклопедии строительства ProfiDom.com.ua