Вы просматриваете: Главная > Статьи > ЕС помогает расследованию военных преступлений — Строительный портал ПрофиДОМ

ЕС помогает расследованию военных преступлений — Строительный портал ПрофиДОМ

ЕС помогает расследованию военных преступлений - Строительный портал ПрофиДОМ

В Буче и других городах и селах, из которых отступили российские войска, расследуют военные преступления. Брюссель и отдельные члены Евросоюза помогают следствию экспертами, оборудованием и финансами.

После того, как российские войска отступили из северных областей Украины, украинские и международные следователи начали расследования военных преступлений, с целью привлечь к ответственности ответственных за их совершение.
Прежде всего следствие проводит Украина как государство, на территории которой совершены преступления. Этим занимается Офис генпрокурора Украины (ОГПУ). Только преступлений агрессии и военных преступлений он зарегистрировал более шести тысяч. ОГПУ назвал и 570 подозреваемых, включая министра обороны РФ Сергея Шойгу, а также других высокопоставленных чиновников и военных командиров. Среди них нет президента России Путина и главы МИД Сергея Лаврова. Генпрокурор Украины Ирина Венедиктова объяснила это тем, что власти в Киеве уважают международное право, наделяющее эти должности иммунитетом.
Кроме того, более 10 государств ЕС, среди которых Германия, Франция, Эстония, Литва и Польша, начали свои расследования.
На глобальном уровне расследованием занимается Международный уголовный суд (МУС) в Гааге. Ему подсудны военные преступления, преступления против человечности и геноцид. Главный прокурор МУС Карим Хан начал расследование 2 марта, и его следователи уже работают в Украине. Обращение о расследовании поддержали в целом 42 государства, прежде всего из Европы, но и из других частей мира, например, Австралия, Канада, Колумбия, Чили и Япония.
«Умышленное нанесение ударов по гражданскому населению является преступлением. Умышленное нанесение ударов по гражданским объектам также является преступлением. Отсутствуют какие-либо правовые основания и не может быть никакого оправдания для ударов, которые являются неизбирательными или несоразмерными по своим последствиям для гражданского населения», — предостерег Карим Хан.
По инициативе Вильнюса, в конце марта генпрокуроры Украины, Литвы и Польши создали общую следственную группу (ОСГ). Как отметили в ОГПУ, это сделали «для расследования агрессии РФ и ее военных преступлений на территории Украины».
Общая группа самостоятельно не ведет следствие. Ее основная идея — обмен информацией между национальными следствиями, а также помощь в сборе и хранении доказательств. Еврокомиссия призвала другие государства ЕС присоединиться к ОСГ. Впрочем, пока в ее составе остаются три страны.
Евросоюз пригласил присоединиться к общей следственной группе и МУС, об этом шли переговоры, но их результат сейчас неизвестен.
Работу общей группы поддерживает и Евроюст. Это агентство ЕС, организовывающее сотрудничество между прокуратурами разных стран объединения. В его состав входят по одному прокурору или следственному судье из каждого государства. При Евроюсте есть также представители десяти стран, не являющихся членами ЕС, среди них и Украины.
«Мы поддерживаем эти три страны (ОСГ), координируем ведущиеся сейчас следствия, создаем общую методологию сбора доказательств и безопасного обмена ими, а также предотвращаем дублирование усилий, например, чтобы свидетелей не опрашивали несколько раз и чтобы их свидетельства могли быть использованы в делах», — сообщил DW пресс-секретарь Евроюста.
Кроме того, Евроюст предоставляет площадку, где быстро могут связаться между собой прокуроры из разных стран, не входящих в общую группу.
Успешность любого расследования основывается на собранных доказательствах.
«Первый шаг — сбор доказательств. Мы проводим сбор доказательств на месте событий в Украине, а также в государствах ЕС, где свидетельские показания дают украинские беженцы», — рассказал DW еврокомиссар по вопросам юстиции Дидье Рейндерс.
По его словам, в Европе хотят сохранить копии всех собранных доказательств — и чтобы обезопасить их, и чтобы к ним имели доступ все органы следствия, нуждающиеся в них. Еврокомиссия готовит проект изменений регламента Евроюста, которые позволят ему собирать и хранить доказательства военных преступлений, в частности аудио- и видеозаписи.
Вечером 12 апреля Рейндерс направил министрам юстиции стран ЕС письмо, где попросил их предоставить помощь в ответ на запрос Венедиктовой. В частности, речь идет о направлении следователей для документации военных преступлений, а также других экспертов, передаче оборудования для безопасного хранения доказательств и безопасных линий связи, организации тренингов для украинских следователей.
Отправить в Украину своих экспертов могут прежде всего государства ЕС. Первую группу направила Франция. В нее вошли два судебных медика и около 15 жандармов, являющихся экспертами по криминалистике и идентификации тел. 11 апреля они прибыли в Украину, где будут работать в Киевской области, прежде всего в Буче. Французы привезли ДНК-лабораторию и другое оборудование для осмотра и опознание тел убитых людей.
Ожидается, что и другие государства будут отправлять своих экспертов. Речь идет о криминалистах, специалистах по баллистике, патологоанатомах.
С 2014 г. в Украине действует Консультативная миссия ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности. 13 апреля Совет Евросоюза изменил ее мандат, чтобы эта миссия могла предоставлять Украине помощь в расследовании «любых международных преступлений, совершенных в контексте российской неспровоцированной и неоправданной военной агрессии против Украины».
Как уточнили в пресс-службе Совета ЕС, миссия будет предоставлять «стратегические советы и тренинги». Она также сможет выделять украинским органам власти оборудование и средства.
Если следователей у самого ЕС нет, то деньги есть. Еврокомиссия сразу же после Бучи пообещала финансовую поддержку расследований. Общие цифры в Брюсселе пока не называют, но 13 апреля в Еврокомиссии объявили о выделении 7,5 млн. евро на один из проектов — поддержку расследований и сбор доказательств о пропавших лицах.
Кроме того, правительство ФРГ объявило о выделении дополнительного миллиона евро для МУС, чтобы его сотрудники могли проводить расследование на территории Украины. То же делают и другие государства ЕС. Например, Нидерланды выделят еще один миллион евро, а Франция — дополнительные 500 тыс. евро.

Оставить комментарий