Вы просматриваете: Главная > Статьи > Беларусь пытается влезть в переговоры между Украиной и Россией — Строительный портал ПрофиДОМ

Беларусь пытается влезть в переговоры между Украиной и Россией — Строительный портал ПрофиДОМ

Беларусь пытается влезть в переговоры между Украиной и Россией - Строительный портал ПрофиДОМ

Из Минска все чаще звучат заявления о желании участвовать в переговорах между Украиной и Россией. Зачем это нужно Лукашенко, и в качестве кого он может на них присутствовать?

В последнее время от белорусских властей все чаще стали звучать заявления о том, что в украино-российских переговорах должна принимать участие и Беларусь, которая в этой войне поддерживает Россию и предоставила свою территорию для нападения на Украину. И хотя Александр Лукашенко отрицает непосредственное участие страны в конфликте, недавно он заявил, что «никаких сепаратных договоров за спиной Беларуси быть не может».
Кроме того, глава МИД РБ Владимир Макей высказал мнение, что Лукашенко должен участвовать в заключительных раундах переговоров между Россией и Украиной, чтобы обсудить гарантии безопасности для Беларуси. DW разбирается, для чего Лукашенко понадобилось участвовать в переговорах между Киевом и Москвой.
Лукашенко хочет вернуть себе субъектность и легитимность
Белорусские аналитики убеждены, что основная цель участия Беларуси в переговорах между Киевом и Москвой — демонстрация международной субъектности.
«И хотя в первое время Беларусь пыталась выступать как площадка для переговоров, со временем власти страны стали рассматриваться исключительно в качестве подчиненного России субъекта, с которым нет смысла разговаривать. Теперь властям хочется вернуться в повестку, показать, что они что-то значат, и без них такие договоренности не будут иметь устойчивый характер», — считает директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич.
Глава кабинета Светланы Тихановской Валерий Ковалевский также говорит о вопросе легитимности Лукашенко.
«Поскольку сами переговоры — это высокий уровень, то попасть туда означает гарантию международного признания, гарантию того, что можно сидеть за столом с серьезными важными людьми и обсуждать самую горячую повестку дня», — отмечает он.
Беларусь хочет обсудить снятие санкций и восстановить отношения с Украиной
Аналитик Европейского совета по международным отношениям (ECFR) и экс-дипломат Павел Слюнькин говорит, что еще одна причина, по которой Беларусь хочет участвовать в переговорах, — это санкции, которые ввели против страны за содействие российской агрессии в Украине.
«Сейчас все внимание приковано к России и Украине, к войне и экономическим эффектам, которые она имеет в виде в том числе санкций. Беларусь воспринимают как зависимый субъект, с которым нет смысла разговаривать, — поясняет эксперт. — Оказаться за столом переговоров — это гарантия того, что с Лукашенко будут говорить на равных, а уже там можно будет отстаивать свои интересы — личные и национальные, говорить о снятии санкций».
Еще один интерес Беларуси заключается в восстановлении сотрудничества с Украиной, считает директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич.
«Украина долгое время являлась важным партнером Беларуси в плане экономического сотрудничества и в других сферах тоже — от образования до науки и культуры. Поэтому здесь есть дополнительный прагматичный фактор: властям Беларуси важно, каким образом разрешится этот кризис еще и потому, что это может серьезно повлиять на сотрудничество со страной», — отмечает политолог.
Беларусь на переговорах: жертва, агрессор, миротворец?
Вместе с тем абсолютно не ясно, в каком статусе Беларусь собирается участвовать в украино-российских переговорах. Этим вопросом на своей странице в Facebook задался посол Украины в Беларуси Игорь Кизим, который заявил, что у него была встреча в МИД Беларуси, на которой ему «не смогли объяснить» инициативу об участии Беларуси в переговорах.
«Ведь речь идет об украино-российских переговорах? Так в каком качестве Беларусь хочет брать участие в них: жертвы, агрессора, миротворца, посредника?» — написал посол.
Павел Слюнькин говорит, что Лукашенко сейчас может и сам не понимать свою роль в переговорах: «Сейчас его задача — приткнуться за этот стол, не важно, в каком статусе — просто добиться лично своего присутствия, чтобы потом отстаивать свои интересы».
Однако остается вопрос, насколько Запад вообще готов будет признать Лукашенко как легитимного представителя Беларуси, ведь с 2020 г. его таковым не считают, отмечает Слюнькин.
«Мне кажется, вся тема даже теоретически не выгорит — против этого будут западные страны, да и украинцы, судя по их заявлениям, относятся к участию Беларуси скептически», — считает аналитик.
Андрей Казакевич также указывает на то, что это не совсем понятный момент, ведь, с одной стороны, Беларусь является соагрессором, а с другой — постоянно подчеркивает, что не участвует в войне.
«Быть стороной конфликта Беларуси невыгодно, ведь в будущем это грозит выплатой репараций. Формат посредника вряд ли возможен, потому что Запад и Украина не готовы рассматривать Беларусь в этой форме, раз она открыто поддерживает Россию», — заключает эксперт.
Возможным является тот формат, о котором говорили белорусские власти, — получить гарантии и быть частью системы безопасности в Восточной Европе.
«Второй возможный вариант озвучивала российская сторона: Беларусь сама может быть гарантом безопасности Украины. Впрочем, оба эти варианта требуют детализации, и даже теоретическое рассмотрение участия Беларуси — это вопрос второго этапа, когда первичные соглашения между Москвой и Киевом будут достигнуты», — считает Казакевич.
Беларусь требует гарантий или станет гарантом сама?
Кроме того, эксперты считают, что вопрос о гарантиях безопасности для Беларуси, о чем заявил министр Макей, действительно является актуальным.
«Это такой сигнал о неуверенности в собственной безопасности. Учитывая, что именно российские войска сейчас в Беларуси, они позволяют себе многое и фактически вышли из-под контроля, то речь идет скорее о гарантиях безопасности от ближайшего союзника, — говорит Валерий Ковалевский. — О потере контроля над территорией говорит история о подрыве сотрудников КГБ на минах в белорусском лесу (инцидент не комментировали белорусские власти), после чего белорусов призвали воздержаться от посещения лесов в южных районах. Вероятно, власти Беларуси сами не знают, что там делали войска РФ».
Политолог Казакевич считает, что если вопрос о гарантиях будут ставить на повестку, то гарантии для себя власти Беларуси будут требовать по украинской модели: «Заявления белорусской стороны исходят из того, что гарантии должны быть такими же, как у Украины, то есть их должны предоставить страны Запада и Россия. Впрочем, сама Россия такой вариант не поддержала и предложила другой, где гарант — сама Беларусь».
Впрочем, участие Беларуси в переговорах между Киевом и Москвой поддерживает и белорусская оппозиция: Светлана Тихановская заявила, что «человек, который продолжает убивать, пытать белорусов, не способен участвовать в переговорах о мире» и предложила себя на эту роль.
«Наш интерес тоже должен присутствовать. Мы говорим о том, что Беларусь должна прекратить участие в войне, войска РФ должны покинуть ее территорию, а все военные объекты России быть свернуты. Это те элементы, которые позволили бы обеспечить безопасность Беларуси в послевоенном устройстве региона», — комментирует инициативу Тихановской глава ее кабинета Валерий Ковалевский.
Также, по словам Ковалевского, именно Светлана Тихановская, обладая международным признанием и авторитетом, от имени белорусов может дать гарантии Украине.
«Мы должны гарантировать, что территория Беларуси больше никогда не будет использоваться для агрессии против Украины. Только в демократической Беларуси эти гарантии действительно будут иметь силу и на них можно будет полагаться», — заключает он.

Оставить комментарий